«Эксперт РА»: энергетические компании возглавили рейтинг качества управления закупочной деятельностью госкомпаний
Энергетические компании стали лидерами по качеству исполнения требований федерального законодательства, регулирующего закупки государственных компаний и соответствию общепринятым бизнес-практикам в области организации закупок, говорится в исследовании по итогам рейтинга «Качество управления закупками в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу Национальной ассоциации институтов закупки (НАИЗ).
В рейтинг вошли 16 крупнейших государственных компаний и госкорпораций (нижний порог отсечения по годовой выручке – 25 млрд рублей), совокупные закупки которых в 2012 году превысили 3,5 трлн. рублей. Это около 5,6% ВВП России и более 20% от всех регулируемых закупок государственных заказчиков (федерального, региональных и муниципальных бюджетов) и государственных компаний в России за прошлый год.
Согласно исследованию, энергетические компании (ГК «Росатом», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК») возглавили дистанционный рейтинг качества управления закупочной деятельностью ГК. По оценке аналитиков агентства, такое широкое представительство энергокомпаний во многом связано с деятельностью, проводившейся еще в ходе реформы РАО ЕЭС России по разработке нормативной базы и внедрению соответствующих лучшим практикам корпоративного управления бизнес-процедур закупочной деятельности. Кроме того, именно эти компании в последние годы наиболее активно занимались внедрением наиболее передовых практик в области управления закупками.
В ходе исследования были выявлены наиболее распространенные проблемы в системе организации закупок ГК: плохая работа системы долгосрочного анонсирования закупок и невысокая информативность публикуемых годовых планов закупок.
Кроме того, ряд компаний, вошедших в рейтинг, недостаточно широко используют конкурентные виды закупок. «Данные компании либо не рассматривают конкурентные закупки, как основной способ удовлетворения своих потребностей, либо не в состоянии организовать их на должном уровне», - отмечает Дмитрий Миндич, ведущий аналитик отдела промышленной политики «Эксперт РА».
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.