Коронакризис 2020 года, обвал цен на нефть и снижение объемов добычи в результате соглашения ОПЕК+ негативно отразились на экономическом здоровье регионов. Позитивный эффект 2019 года и сформировавшийся за последние два года положительный тренд по динамике показателей сошли на нет. Своевременные антикризисные меры, принятые как на федеральном, так и на региональных уровнях позволили регионам пройти кризисный год без катастрофических потерь: всего 6 регионов перешли в более низкую категорию экономического здоровья.
В 2021 году экономическое здоровье регионов начнет укрепляться несмотря на то, что коронавирус еще не побежден. Ситуация с ним уже становится более управляемой. Среднегодовой уровень безработицы снизится до 5,2%. Федеральный центр продолжит поддерживать регионы, уровень поддержки составит не менее 85-90% от уровня пандемийного года. Кроме того, рост цен на нефть, ослабление ограничений нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+ и реализация национальных проектов, которая не была свернута на фоне потрясений, окажут положительное влияние на доходы регионов (рост налоговых и неналоговых доходов составит, по оценке агентства, 4-5%), что позитивно отразится на здоровье регионов в текущем году.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.