Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
12 сентября 2016

Как выбрать систему автоматизации торговли?

Автоматизация торговли – это деятельность по внедрению в торговое предприятие специального оборудования и программного обеспечения, направленная на оптимизацию бизнес-процессов, повышение эффективности торговли и улучшение обслуживания покупателя. Традиционно выделяют два вида средств автоматизации торговли: программные и аппаратные. Этот комплекс мероприятий открывает бизнесу широкие возможности. Но как не ошибиться при выборе системы автоматизации? В этом материале мы постараемся ответить на данный вопрос1.

Возможны два подхода к автоматизации торговли. Первый – это сбор системы собственными силами, внутри отдела информационных технологий компании. Второй – это обращение к интегратору2 или вендору3, предлагающим услуги по разработке, внедрению и дальнейшей технической поддержки системы автоматизации.

Бизнес в России активно отходит от первой модели автоматизации. «Сейчас идет отказ от самописного софта, что раньше было в тренде, и начинают смотреть в сторону профессиональных решений, то есть идут к компаниям-интеграторам» (А. Шабанов, ГК Пилот). Причин тому, как минимум, две: во-первых, отсутствие конкуренции и, во-вторых, лишние затраты на поддержание непрофильной деятельности.

Необходимо сделать оговорку, что разные классы систем решают те задачи, которые они умеют решать лучше всего, соответственно, любая сегментация имеет в своем основании значительную долю опоры на задачи. Они могут в пределе оказаться схожи у любых бизнесов, но текущие практические задачи часто отличаются в зависимости от сферы и масштабов бизнеса.

Как правило, средний и крупный бизнесы больше интереса проявляют к системам автоматизации, построенным на серверной модели, так как трепетно относятся к вопросам безопасности собственных данных. Вендоры отмечают, что эксперименты с облачными системами идут, но многие клиенты на данный момент еще не готовы рисковать в освоении подобных технологий.

Крупные и средние торговые сети часто работают с такими же по масштабу поставщиками систем автоматизации (см. Рисунок 1). Крупные вендоры, как правило, не пытаются создать универсальную систему, что является серьезным их плюсом – четкое разграничение задач компонентов автоматизации позволяет лучше их реализовывать в специализированных продуктах. Стоит отметить, между ними существует серьезная конкуренция: «Конкуренция очень высока. Хоть игроков и немного, но рынок не такой большой. Конкурировать очень жестко приходится, но это и хорошо. Приходится идти на новые свершения» (А. Боррото-Якубовский, ГК «Системные технологии»).

Рисунок 1. Вендоры по количеству проектов внедрений (системы автоматизации торговли), % от общего числа внедрений за всю историю. Источник: TAdviser

image_7 (original)

 

На уровне малого бизнеса активно действуют компании, предлагающие более дешевые решения, в частности, специализирующиеся на облачных технологиях. Подобный подход позволяет значительно сэкономить, так как облачные системы обслуживаются поставщиком услуги и зачастую способны работать даже на неспециализированных устройствах. Список основных вендоров представлен в Таблице 2. Компании, предлагающие серверные решения, отобраны на основе данных сайта TAdviser. В их портфеле есть решения для автоматизации торговли (количество внедрений не менее пяти). Вендоры облачных сервисов приведены из списка ТОП-15 сайта CloudErp.ru.

Также в таблице отмечены наиболее важные на сегодняшний день характеристики систем: во-первых, технология, которая прямо влияет на стоимость внедрения и обслуживания системы, во-вторых, поддержка ЕГАИС, необходимая для торговли алкоголем, в-третьих, маркетинговые инструменты такие, как программы лояльности, CRM-системы (изначально интегрированные в систему или же поддерживаемые в виде внешних сервисов).

Все системы автоматизации, представленные в таблице, за исключением части продуктов ГК «Системные технологии» и «Гильдии разработчиков» рассчитаны на автоматизацию более или менее стационарных процессов, привязываясь к торговым залам и складам, продавцам и товароведам. Также данные компании предлагают решения класса WFM, Work Force Management, речь о которых шла несколько раньше.

Таблица 1. Список основных вендоров и характеристики предлагаемых систем автоматизации

Система / компания

Технология

Поддержка ЕГАИС

Маркетинговые инструменты

CloudShop

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

Mr. Doc

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Не заявлены

Mycroft

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлена поддержка внешних сервисов

Nonzenon

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Не заявлены

Store & Cash

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

Subtotal

Облачный сервис

Заявлена

Заявлены

TradeMaster

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

Workabox

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

Бизнес.ру

Облачный сервис

Заявлена

Заявлены

Большая Птица

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Не заявлены

Идеалист

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

Каркас Lab

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Заявлены

МойСклад

Облачный сервис

Заявлена

Заявлены

ОфисОфф

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Не заявлены

УчётОблако

Облачный сервис

Нет данных на сайте

Не заявлены

Borlas Retail

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

Columbus

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

FIT -  France Informatique & Technologie

Сервер

Заявлена

Заявлены

NCR

Сервер

Нет данных на сайте

Не заявлены

Oracle

Сервер

При внедрении

Заявлены

RS-Balance

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

SAP

Сервер

При внедрении

Заявлены

SetRetail

Сервер

Заявлена

Заявлены

UCS

Сервер

Заявлена

Заявлены

АйТи

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

Ансофт

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

АТОЛ

Сервер

Заявлена

Заявлены

Галион

Сервер

Заявлена

Заявлены

Гильдия Разработчиков

Сервер

Нет данных на сайте

Не заявлены

ГК «Пилот»

Сервер

Заявлена

Заявлены

Петроглиф

Сервер

Заявлена

Заявлены

Ран-Ритейл

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

Сервис Плюс

Сервер

Заявлена

Заявлены

Софт-Вест

Сервер

Заявлена

Заявлены

Фрегат ИТЦ

Сервер

Нет данных на сайте

Заявлены

ГК «Системные технологии»

Сервер / облако

Заявлена

Заявлены

Продукты на базе 1С

Сервер / облако

Заявлена в ряде модификаций

Заявлены в ряде модификаций

СофтБаланс

Сервер / облако

Заявлена

Заявлены

CDC – Центр Корпоративных Разработок

Сервер/Облако

Нет данных на сайте

Заявлены

FogSoft

Сервер/Облако

Нет данных на сайте

Заявлены

Амадеус

Сервер/Облако

Нет данных на сайте

Заявлены

 

Некоторые вендоры предлагают специализированные решения для торговых предприятий различной направленности. На рынке в наличии специальные программные продукты для аптек, продуктовых магазинов, магазинов запчастей и так далее. Подобные решения разрабатываются с учетом опыта предыдущих внедрений и учитывают лучшие практики тех или иных бизнесов в организации собственной деятельности.

Бизнес ищет в системах автоматизации возможность оптимизировать свою деятельность и заложить фундамент для роста по окончании кризиса. При этом, система должна соответствовать ряду требований. Прежде всего, конечно, она должна быть доступна предпринимателю. Кроме того, любая система должна быть масштабируемой, чтобы добавление нового компьютера не становилось невыполнимой задачей. Конечно, у масштабируемости есть пределы, и то, что работает в рамках нескольких магазинов, едва ли удовлетворит запросам средней или крупной по размерам сети. Вне зависимости от направления автоматизации (front- и back-office, WMS) она должна сокращать количество ручной работы и, при этом, быть понятной для работников. Заказчики хотят, чтобы разные системы были друг с другом интегрированы, а информацию не приходилось дублировать между ними – в идеале, она должна храниться в одном месте и быть доступной для любой из подключенных систем (ERP, CRM, WMS, POS и т.д.). Наконец, от систем автоматизации ждут надежности – вне зависимости от того, развернута она «в облаке» или на сервере.

Вне зависимости от подхода, внедрение сложной системы в крупную сеть занимает месяцы, а сам этот процесс достаточно дорог. Именно поэтому необходима тонкая настройка программного обеспечения для нужд бизнеса. Как итог, отвечающая всем потребностям и хорошо отлаженная система окупается сравнительно быстро, при этом сохраняется возможность её модернизации и расширения.

Выбирать систему автоматизации необходимо с учетом задач и имеющихся в распоряжении средств. Главная рекомендация по выбору системы автоматизации торговли, если нет еще хоть сколько-нибудь сформировавшихся предпочтений – это обращение к интегратору. Введение в строй такой системы довольно затруднительно без его участия, а практический опыт профессионалов позволит избежать ошибок при подготовке к внедрению системы и оптимизировать бизнес-процессы для более эффективной работы.

Небольшим компаниям, впервые столкнувшимся с необходимостью автоматизировать свою работу, стоит обратить внимание на облачные сервисы – многие из них предоставляют возможность попробовать систему бесплатно с некоторым ограничением функционала или времени использования. Таким образом, можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант.


1 Материал подготовлен на основании данных исследования, проведенного маркетинговой компанией Mix Research совместно с информационным порталом Retail.ru в марте 2016 года. Данные собирались двумя методами Desk-research рынка систем автоматизации и экспертные телефонные интервью с представителями компаний-вендоров и компаний-интеграторов систем автоматизации (было собрано и проанализировано 9 интервью): Mr. Doc, Subtotal, МойСклад (облачные сервисы), FIT – France Informatique & Technologie, Галион, АТОЛ, ГК «Пилот», ГК «Системные технологии», Columbus (серверные системы автоматизации).
2 Компания, организующая внедрение систем автоматизации.
3 Компания, разрабатывающая систему автоматизации.


Автор статьи: отдел b2b исследований, компания Mix Research